Что такое буллинг

Травма опасна не только для пострадавших жертв. Она создает нездоровую продукцию в классе — ведь каждый раз боится статьи. Вот почему необходимо выдать буллинг, реакцию на любые проявления травли, и составлять план по профилактике буллинга в школе. И как можно скорее. Как это сделать — мы посоветовали объяснить Лилию Брайнис, психолога и директора фонда «Шалаш».

Травма, в отличие от конфликта — это повторяющиеся системные действия. Дети могут повздорить, даже подраться, но при буллинге в школе всегда есть систематичность и неравенство сил: численное, физическое (кто-то сильный, кто-то слабый), статусное (популярный один, а другой — нет).
У детей постарше буллинг часто принимает скрытую форму, из-за чего выявление буллинга дается сложно. Объект травли не высмеивают в присутствии учителя, ему не ставят подножки, не пинают, не выбрасывают его рюкзак. Ребенок при этом может подвергаться регулярному моральному унижению от одноклассников.

Есть миф, что травля встречается только в неблагополучных школах. Или, наоборот, только в закрытых, элитарных заведениях. Или — что травят только «не таких, как все», белых ворон. На самом деле жертвой может стать кто угодно и из-за чего угодно, и выявление буллинга возможно в любой школе. Дело не в качествах конкретного ребенка, а в самом механизме, который стоит за этим явлением.
Травля возникает там, где отношения построены на доминировании и подчинении. Такой опыт ребенок может получить в семье или уже в школе. Тот, кто начинает травлю, просто не знает, как строить отношения иначе. Поэтому он повторяет то, что видел и переживал сам. Для профилактики буллинга в школе надо обращать внимание на агрессивное поведение детей.
Причиной буллинга в школе может даже стать и поведение учителя. Если он требует подчинения, имеет явных «любимчиков», позволяет себе оскорблять детей (особенно в присутствии сверстников), высмеивать их неудачи или особенности (произношение, внешний вид), позволяет себе дискриминирующие высказывания — он подает другим сигнал, что так вести себя нормально и делает профилактику буллинга в школе невозможной.
Мифы о буллинге

Еще в 1910 г. Фрейд и Адлер провели в Вене первый конгресс на тему суицида среди учащихся средней школы. Фред писал, что в школе были и будут проблемы насилия именно потому, что школа собирает незрелых личностей — детей и подростков. Школа и учитель не несут ответственность за то, чтобы актов насилия не было (это было бы нереалистично), но они несут ответственность за то, чтобы учить детей твердо и с достоинством противостоять насилию.









Организационная культура школы, не обращающая внимания на вопросы насилия — это не жизнеспособная культура. Секрет в том, что все до единого взрослые люди, но прежде всего, профессионалы — педагоги, должны уметь и быть готовым конфронтировать с властолюбцем.

Признаки травли, даже скрытой, обычно заметны. Например, если один ученик не отвечает на реплики другого, — один из признаков. Есть и явные признаки, когда выявление буллинга не является проблемой: ученики не хотят с кем-то объединяться в пары, показывают пальцем, смеются. Ребенок заходит в класс, и все говорят «фу» или просто отворачиваются. Или если ребенок не пришел — «слава богу». Выявление буллинга важно и на это нужно тратить время. Когда вы замечаете любой конфликт между учениками, попытайтесь выяснить: не стоит ли за этим конфликтом целая цепь обид, угроз и издевательств. Очень часто конфликты в классе — это один из проявившихся случаев буллинга. Поэтому профилактика буллинга в школе стоит на первом месте.
Проблема не в том, что травлю трудно распознать. Учителя часто не замечают ее, думая, что это не опасно — или не знают, что делать. Раньше было распространено убеждение, что буллинг в школе — это нормальная примета взросления. Мол, именно так дети учатся конфликтовать и преодолевать трудности.
В результате учителя реже вмешивались в происходящее и не предпринимали мер по профилактике буллинга в школе. Жертвы страдали, обидчики убеждались в своей безнаказанности, а свидетели делали вывод: так все в жизни и работает. Сейчас последствия травли в школе хорошо изучены, акценты сместились и выявление буллинга стало более распространенр. Например, в Скандинавии сотрудники школ (от директора до уборщицы) проходят специальные курсы противодействия буллингу.

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон.

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.
Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога. Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:
Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

провокации всего буллерами становятся детьми, подвергающимися насилию в семье, также пережитыми психотравмирующими моментами в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с большой вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — оценить, что происходит в будущем доме.
Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой в купе со сниженной эмпатией и вполне осознает свое действие. Такому ребёнку необходимы жесткие границы и ощутимые последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своем опыте в качестве жертвы или агрессора.
Обратите внимание на окружение ребенка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (негда достаточно саркастических замечаний).
Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в процессе. Часто сделать это своими силами невозможно.
Выводы
Стать жертвой буллинга может любой пациент, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и ее свидетели.
Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и запускать ситуацию на самотёк. Обсудите ее с учителями и другими родителями и постарайтесь найти.
Поговорите о буллинге со своим ребенком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе испытывают издевательства. Развивайте у ребенка эмпатию и уважение границ других людей, чтобы он сам не стал агрессором.